Для чего это все надо?
Штатные кнопки на Волге имеют индикацию включения (это уже хорошо), но не имеют подсветки в обычном режиме (а это уже плохо). И когда ночью в темноте приходится на ощупь искать кнопку вентилятора, обогрева заднего стекла, либо любую другую, а тем более, когда ещё при этом приходиться управлять автомобилем, каждый из нас задавался вопросом: как сделать подсветку клавиш? В обновленном варианте 3110 обещают сделать подсветку клавиш, а пока приходиться нашему русскому человеку исправлять «недоделки» завода и вспоминая все свои знания в области электротехники впаивать в кнопки светодиоды.
Поиски вариантов.
Вот и я озадачился этой проблемой. Поиски в сети привели меня к интересной и подробной статье. http://www.gazclub.ru/faq/?mess_id=377 Там вплоть до мелочей расписано, как сделать подсветку штатных кнопок в 3110, используя 2 светодиода. Сразу же хочу сказать большое спасибо автору, без его статьи, наверное, не было бы этой. Использование 2-х светодиодов мне кажется лишним, да и работа получается сложнее (хотя, для кого как). В моем примере мы будем использовать двухцветные светодиоды (зелено-красные). При включении габаритов кнопки подсвечиваются зеленым цветом, а при нажатой клавише – красным. Все очень просто.
Что потребуется?
Итак. Нам надо сделать подсветку клавиш при включенных габаритах, а также индикацию включения клавиши. Для этого нам потребуется:
1. Светодиоды – двухцветные. Я брал зелено-красные светодиоды, размером 5мм - диаметр и около 10мм - длина. Приходим в магазин и просим самые яркие двухцветные светодиоды указанных размеров. Количество – 4 шт. Почему не 5? Кнопка антенны не нуждается в индикации включения, поэтому для нее мы берем один зеленый светодиод. Можно взять ещё по одной штучке, для запаса. Если будут прозрачные светодиоды, берите их, они ярче матовых.
2 . Для того, чтобы подключить светодиоды к бортовой сети автомобиля, нам понадобятся резисторы. Я брал малой мощности, 1кОм. Количество – по одному на светодиод.
3. Провод, сечением 0,35 – 0,5 многожильный. Длина 2 – 2,5 метра.
4. Термо-усадочная трубка, длина 1м. Диаметр – чуть больше диаметра провода.
5. По паре вилок «мамы» на каждую кнопку (кроме кнопки антенны), для подключения к ножевым контактам кнопок. Всего понадобится 8 «мам».
6. Для подсветки клавиши антенны понадобятся 2 узкие «мамы», которые подходят к штатным контактам лампы подсветки клавиш.
7. Плоскогубцы, для обжима контактов.
8. Маленькие кусачки
9. Пара плоских отверток (наподобие часовых).
10. Паяльник с тонким! жалом.
11. Маленький молоточек (не обязательно)
12. Ещё понадобится новая кнопка обогрева заднего стекла.
Приступим!
Часть 1-я.
Вытащить кнопки не так уж и легко. Желательно перед этим снять магнитолу и салазки. Используем тонкую отвертку. Поддеваем кнопу снизу и аккуратно вытаскиваем на себя, затем так же верхнюю часть, но при этом помогаем с тыльной стороны (для этого мы и сняли магнитолу). Для начала можно потренироваться на кнопках: подогрева форсунок и проверки лампочек приборной панели.
Для первого этапа работ нам потребуется только съемная часть с лампой подсветки кнопки (рис.1), а сами кнопки можно оставить в колодках, но не вставлять обратно, они нам ещё понадобятся.
рис.1
Теперь:
- разбираем эту часть на запчасти
- штатные лампочки складываем в архив
- вытаскиваем ножки (далее - «папы»)
- отгибаем у «пап» боковины и откусываем их (см. рис. 2 а.)
- в пластмассовой «штучке» (далее – «коробочке») делаем сквозное отверстие. (см. рис. 2 б.)
2 а. Контактная нога – «папа», после доработки
2 б. «коробочка» до – слева и после – справа.
Примечание: дырку
в «коробочке» я делал паяльником. Может можно ещё чем-то, но не пробовал.
Берем двухцветный светодиод. Он имеет 3 ноги, средняя это (-), а боковые (+): красного и зеленого света. К средней ноге (-) подпаиваем резистор. Для этого:
- укорачиваем среднюю ножку, оставляя около 5мм длины
- укорачиваем ножки у резистора. Тоже до 5 мм
- аккуратно припаиваем резистор к средней ножке светодиода.
- ко второй ножке резистора подпаиваем провод длинной – 5 см.
К двум другим ножкам светодиода тоже подпаиваем провод, длинной 5 см. Предварительно укоротив их до 10 мм. Теперь, все места пайки закрываем термо-усадочной трубкой.
Вставляем светодиод с проводочками в «коробочку», но не до конца, а так, чтобы светодиод на 5 мм выступал от её края.
К проводу (-), что идет от средней ноги, подпаиваем контактную ножку («папу»)
К (+) красного света светодиода тоже подпаиваем «папу». К (+) зеленого света светодиода подпаиваем большую «маму». Смотри рисунок 3.
Рисунок 3 – Процесс изготовления.
Можно сказать, что световая часть кнопки готова. На «папы» подаем (+) и (-) штатной индикации включения кнопки, а на большую «маму» (+) от прикуривателя (для этого мы сделаем «гребенку»). Точно также делаем остальные части других кнопок (кроме кнопки антенны).
Кнопка антенны. Для неё мы купили обычный зеленый светодиод с 2-мя ножками. Технология изготовления световой части точно такая же, как и для других кнопок. Смотри рисунок 4.
Рисунок 4 – Процесс изготовления световой части для кнопки антенны.
Часть 2-я.
Переделка клавиш.
Теперь нам надо сделать так, чтобы при включении клавиши, отключался (+) с контакта зеленого свечения светодиода. Иначе мы не получим, желаемой, красной подсветки при включении кнопки.
Снимаем кнопки с машины, если Вы это ещё не сделали. Разбираем их. Клавиши разбираются легко, конструкция очень простая. Клавиша состоит из трех основных частей: клавиша, корпус, задняя площадка с клеммными «папами». Разбирать проще всего маленькой часовой отверткой. Нам надо отделить корпус клавиши от задней площадки с «папами».
В корпусе выключателя, если на него смотреть со стороны клавиши, есть небольшой пластиковый туннель в виде столбика прямоугольного сечения. Он служит для предотвращения распространения света куда попало от существующих ламп, при их включении. Так вот, нам этот столбик будет мешать, надо его удалить. А оставшееся окошко увеличить в размере до полного сечения колодца, в которое вставляется штатная лампа. Это где-то 6х6 мм. Можно узким ножом или скальпелем. Я прожигал паяльником, а ошметки пластмассы удалял тонкими плоскогубцами. Такую операцию нужно проделать со всеми клавишами.
Клавиша вентилятора печки.
Разбираем клавишу вентилятора, а также купленную нами клавишу обогрева заднего стекла. Будьте осторожны, пружинки толкателей имеют свойство выпрыгивать.
Из задней площадки клавиши обогрева (новой), молоточком, выбиваем контактные ножки («папы»). Все 6-ть штук, они нам ещё понадобятся.
Кнопка вентилятора имеет на задней площадке 3 «папы», вставленные в гнезда H, L и Т. Используем от кнопки обогрева 2 «папы», одну контактную пластинку и один толкатель, для переделки кнопки вентилятора. Вставим 2 новых «папы» в гнезда S и D задней площадки, положим на обе стороны контактные пластины переключателя, вставим второй толкатель с пружинкой в корпус клавиши и соберем её. У нас должно получиться следующее:
- при выключенной клавише контакты S и D – замкнуты.
- при включении 1-й скорости вентилятора S и D- размыкаются, а V и L – замкнуты.
- при включении 2-й скорости L и H – замкнуты, остальные – разомкнуты.
Проверить работу клавиши можно при помощи тестера, прозванивая контакты.
Вставляем световую часть кнопки в гнездо и клавиша готова. Подключение клавиши смотри на рисунке 5.
Рисунок 5 – Клавиша вентилятора печки.
Обогрев заднего стекла и передние противотуманки.
Эти клавиши мы будем делать вместе, так как некоторые детали в них взаимозаменяемые.
Попробую описать все по порядку, что бы Вы ни запутались. Клавишу обогрева придется перевести в двухрежимное состояние – вкл/выкл, а не в трехрежимное, как было. Во включенном состоянии на максимальном режиме. А кнопка противотуманок, станет трехрежимной (небольшой минус), но среднее положение не играет роли.
1) Разбираем обе клавиши.
2) Берем клавишу противотуманок.
3) Выбиваем «папы» из гнезд U и T.
4) Вставляем контактные пластинки переключателя на место.
5) И одеваем на эту готовую площадку – корпус от ОБОГРЕВА заднего стекла. Кнопка обогрева готова. Схему подключения смотри на рисунке 6. Вилки I и U вынимаются из ответной части выключателя, соединяются между собой и сажаются на массу. Перемычка V и D снимается совсем.
Рисунок 6 – Клавиша обогрева заднего стекла
Теперь из того, что осталось сделаем клавишу передних противотуманок.
1) Берем контактную площадку от клавиши обогрева заднего стекла.
2) Вставляем «папы» в гнезда S и T.
3) Укладываем контактные пластины в корпус, загнутые концы пластин дожны находится над гнездами S и T. Причем пластинку, которая находится над группой контактов U, I, D и S, необходимо немного разогнуть (сделать площе). Так как в выключенном состоянии кнопки, должны быть замкнуты контакты I и S , а в 3-м (нижнем нажатом положении) – контакты I и U.
4) Вторую пластинку, которая находится над группой контактов H, L, V и T, тоже немного изменяем. Разгибаем (немного) загнутый кончик пластинки, который будет находиться над гнездом Т. Нам надо добиться того, чтобы в выключенном(1-м) состоянии кнопки, были замкнуты только контакты V и T, а в 3-м положении – H и L.
5) Проверяем работу кнопки при помощи тестера. Среднее положение кнопки не используется. Схему подключения смотрите на рисунке 7.
Рисунок 7 – кнопка передних противотуманок.
Кнопка задних противотуманных фонарей.
С задними противотуманками все проще простого. Они делаются аналогично кнопки вентилятора.
1) Разбираем кнопку задних противотуманок
2) Вставляем «папы» в гнезда S и D.
3) От кнопки обогрева заднего стекла (которую мы покупали) у нас должно было остаться ещё: одна контактная пластинка и толкатель с пружинкой.
4) Укладываем пластинку в корпус кнопки, вставляем толкатель
5) Собираем клавишу
6) Проверяем работу тестером. В обычном состоянии замкнуты - S и D, в нажатом – H и L. Схему подключения смотрите на рисунке 8.
Рисунок 8 – клавиша задних противотуманок.
Клавиша антенны.
Здесь вообще никаких изменений в клавише не нужно. Схему подключения смотрите на рисунке 9.
Часть 3-я
Подключение.
Кнопки готовы, проверяем их работу при помощи тестера (проверяем замыкание нужных контактов в разных положениях переключателя). Теперь, когда мы уверены, что все собранно правильно, изготавливаем «гребенку» для подключения (+) зеленого света к габаритам. Схему изготовления смотрите на рисунке 10.
Рисунок 10
Также изготавливаем маленький кусочек провода, длинной 10 см, с узкой «мамой», для подключения (-) светодиода клавиши антенны. Я брал (-) прямо с клавиши.
Примечание. При подключении
кнопок в автомобиле, мне пришлось снять штатные колодки (куда вставляются
кнопки) и подключать без них. Мне показалось, что так намного удобнее.
Автор: Малевский Дмитрий Васильевич malevskiy@servis78.ru